Читаем первые слоги

Как мы уже говорили, чтение слогов – необходимая часть обучения чтению. В целом, согласитесь, занятие довольно скучное. И, конечно, если просто давать ребенку читать слоги, ему это быстро надоест. Поэтому и это упражнение нужно разнообразить. Упражнений довольно много, все они не поместятся в рамках одной статьи. Но начало мы сегодня положим.

Для начала познакомимся с “языколомательной” таблицой – так ее можно назвать для ребенка, чтобы было немного веселее.

 Обратите внимание, что буквы гласных обозначены красным цветом, а дуги обозначают так называемые открытые слоги-слияния (согласый с последующей гласной). В данной таблице нет букв гласных, обозначающих мягкость согласных – это следующий этап.  Также особенно не торопитесь с “Я”, “Е”, “Ё”, “Ю” – о них мы поговорим отдельно.

Читаем первые слоги

Итак, перед нами зашифрованное послание, где написаны слоги-слияния.

-Давай попробуем его прочитать. Посмотри, все послание состоит из слогов, ты уже знаешь, что это такое. В этом послании спрятались слова. Нам нужно их найти и прочитать. Но для начала нам нужно прочитать все слоги, которые здесь написаны. (для первого обучения чтению по слогам можно дать ребенку только часть таблички, особенно, если ребенок быстро утомляется). Давай попробуем. Я помогу тебе:

НА  НЫ, КА КЫ.   Читайте медленно, обводя дуги указкой, а лучше – пальчиком малыша.  – Повторяй за мной. А теперь попробуй сам!

Если Вы видите, что ребенок забыл букву, немедленно подскажите, называя нужный звук, и сделайте это без упреков типа “Я же тебе сто раз говорила!” Если ребенок начал проговаривать согласный, но никак не может перейти к гласному, также помогите ему, “пропойте” ее сами, пусть ребенок повторит за Вами!

Если Вам удалось прочитать слоги, и если ребенок не устал, попробуйте с ним отыскать слова. Начните, например,  с любимого слова “МАМА”.  Также можно составить слова “Мыла”, “Мыло”, “Рама”. Кстати, можно составить классическое предложение “Мама мыла раму”  Попробуйте, я уверена, что у Вас получится еще довольно много слов: “Дыра”, “Кора”, “Лама”, “Дама”, “Дары” и т.д.

С этой табличкой можно работать не один раз, тренируя технику чтения (скорость прочтения), внимательность ребенка. А если Ваш малыш увидит, что у него получается не просто читать слоги-слияния, но и уже складывать из них слова, а Вы еще и похвалите его за это, придадите ему уверенности, думаю, что дальнейшее обучение чтению по слогам  будет также  проходить с желанием.

Читаем первые слоги

Надеюсь, Вам и Вашему ребенку понравилось отыскивать слова в слоговой таблице. И обучение чтению проходит легко и играя. Сегодня мы обратим внимание на слоги-слиянияс гласными, обозначающими мягкость согласных: Я, Е, Ю, Ё, И.

Глядя на запись слова, ребенок еще не умеет забегать глазами вперед и, соответственно, понимать, как правильно прочесть букву согласного – мягко или твердо. Его губы еще не умеют готовиться к мягкому или твердому произнесению согласного в зависимости от того, какую гласную видят глаза. Но в то же время, у Вашего ребенка уже достаточно языкового опыта, чтобы не читать слоги-слияния МЯ, МЕ, МЮ как иностранец. Но в любом случае, следует помочь ему в этом и показать, как читаются такие слоги. Предлагаю потренироваться в чтении слогов с дифференциацией -мягкий, твердый согласный

После того, как ребенок прочитал первый слог с буквой “А”, помогите ему переориентироваться на мягкое произнесение буквы согласного. То есть, если ребенок начинает читать “Н” в слоге “НЯ” твердо, скажите сами мягко: [Н’], или напомните: “теперь мягко”. Можно каждый раз при смене слога, указывая на букву гласного советовать малышу: “Твердо. Теперь мягко. Снова твердо”.  И после того, как Ваш ребенок споет свое “ННННННАААА”, повторите слог чуть короче: “ННАА”. “Что получилось? А какое слово начинается на слог НА?”

Очень важно, чтобы с первых минут чтение было осмысленным, направленным на выявление содержания написанного. Поэтому не предлагайте малышу сразу сложных заданий, но при этом старайтесь любую тренировку по чтению бессмысленных слогов превратить в игру, поиск смысла. Например, находите и составляйте слова с прочтенными слогами.

Далее Вы сможете потренировать ребенка в чтении слогов с другими гласными и согласными

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *