Предупреждаем ошибки в чтении

Довольно часто, когда детишки начинают переходить от слогового чтения к чтению целыми словами (а с короткими несложными словами это произойдет довольно быстро), возникает проблема “чтения по догадке”.

Предупреждаем ошибки в чтении

То есть, детишки просто начинают “сочинять” – читать не то, что написано, а то, что они “угадали”. При письме также ребенок может пропускать и заменять буквы. Причины этого могут быть разными – от логопедической до самой простой, когда у ребенка поглощено все внимание формой записи. Сейчас мы не будем говорить о логопедических проблемах. Правильнее это диагностировать не на данном этапе и все же специалистами. Сейчас мы поговорим об исправлении и предупреждении типичных ошибок, которые возникают на ранних этапах чтения.

Как мы уже говорили, детишки очень любят исправлять взрослые “ошибки”. Это очень хорошая идея для создания новых игр по обучению чтению с Вашим малышом, создания заданий-ловушек, когда ребенку нужно проявлять особое внимание и критичность мышления. Например, Вы можете предложить помочь научиться русскому языку мальчику-иностранцу. Он уже что-то знает, но делает много ошибок. Вот его письмо:

“Мне сем год. Мой мама врач, лечит дети. Вчера я гуляла и заморз. Русский язык очен трюдная.”

В данном упражнении ребенок исправляет не только орфографические, но и грамматические ошибки. Конечно же, данное упражнение способствуют развитию речи и внимания Вашего малыша. У него будет появляться осмысленное отношение к уже хорошо усвоенным грамматическим конструкциям родного языка.

Мы с Вами говорили о том, что у детей часто возникает так называемое “чтение по догадке” – когда детишки часто выдумывают окончания слов или “прочитывают” слово не так, как нужно,  а так, как им захотелось.

Происходит это потому, что очень много внимания и труда уходит на прочтение, на техническую часть, а так хочется уже читать побыстрее 

Предупреждаем ошибки в чтении

Именно поэтому я рекомендую не давать детишкам для прочтения очень длинные сложные  слова. Лучше отрабатывать технику чтения на простых, коротких словах, потихоньку их усложняя. Но в то же время, какое обучение без заданий-ловушек? Такие задания заставляют малыша задуматься, не действовать по аналогии, а быть более внимательным. Таким заданием может послужить очередная “Языколомательная”  слоговая таблица, в которой написаны ненастоящие слова.  Чтение такой таблицы, как всегда, будет способствовать развитию техники чтения.

Еще одним очень хорошим игровым заданием может служить составление слов из одного слова, например, слово “ЖАВОРОНОК” рассыпалось…. Прочитай, какие слова из него получились:

ВОРОНА, ЖАР, КОРОНА, РОВ, КОРОВА, НОРА.

Кроме того, можно попробовать дать задание составить слова из частей. Не нужно говорить ребенку, что у слов есть такие части, как корень, суффикс, приставка, окончание.   На этом этапе это совсем не нужно.  Но Вы сами, я надеюсь, еще помните, как разделить слово на такие части.  Данное умение понадобится Вам сегодня. Напишите несколько слов на разных листочках бумаги  (количество слов зависит от того, насколько Ваш малыш готов выполнять сложные задания. Лучше начать с  2-3 слов).  Перед началом работы разделите эти слова на части, например:

полос-оньк-а, дяд-еньк-а,  лис-оньк-а, ноч-еньк-а

Затем, смешайте полученные части и предложите своему ученику восстановить слова. После того, как слова получатся, прочитайте их снова, посмотрите, что получилось. Кроме того, Вы можете сами неправильно составить слова. Пусть Ваш малыш Вас исправит.

Материал для работы может быть таким:

  • морковка, ручка, спички, галочка
  • огонек, мотылек, уголек, денек,
  • сынок, ветерок, грибок, дубок,
  • носик, дождик, домик,  дворик,
  • льдина, царапина, домина, горошина,
  • травушка, речушка, золушка, кормушка,
  • зайчонок, волчонок, бельчонок, медвежонок,
  • лисенок, гусенок, теленок, слоненок, утенок,
  • дворник, волшебник, лесник, пожарник, грибник.

Смейтесь вместе, если получаются смешные слова. Радуйтесь, когда получаются настоящие слова. Не забывайте хвалить ребенка. Веселого Вам чтения!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *