Психологическая готовность ребенка к школе

Для того, чтобы ребенок с удовольствием учился в школе важно не только, да и не столько, умеет он читать, или нет.

Психологическая готовность ребенка к школе

Конечно, чтобы не отставать от сверстников и от современных требований школы – лучше, чтобы ребенок уже овладел принципами чтения. Хотя для меня это еще остается спорным вопросом 

Но так или иначе, умение читать еще не пределяет готовность ребенка к школе. Все-таки, это совокупность многих факторов. Один из которых – учебная мотивация. Я очень надеюсь, что своим стремлением во что бы то ни стало научить ребенка читать до школы, Вы, уважаемые родители, не отбили у своего чада желания идти в школу. Ведь к 6-7 годам игровая деятельность постепенно должна уступать учебной. То есть, к этому возрасту ребенок в основном должен удовлетворить свои потребности в игре. Заметьте! Я не говорю, что ребенок должен резко прекратить играть! Это совсем не так! Но Игра как основной, ведущий тип деятельности малыша постепенно должен перерастать во что-то другое. И это иное – учеба.  Именно потому, что для дошкольного возраста так важна игра, мы рекомендовали обучение чтению свести к небольшим занятиям, которые также проводились в виде игры. Для этих занятий совсем не обязательно было сидеть за столом. Обучаться можно было, используя абсолютно разные бытовые ситуации и специально организованные игры. Так обучение чтению ребенка проходило практически незаметно для него самого, или же у него было ощущение, что он сам для себя открывает что-то новое. Если Вы не наказывали малыша за неправильно выполненное задание, а мягко корректировали его, но при этом щедро хвалили за небольшие успехи, мотивация к обучению у ребенка не должна была пропасть, а наоборот, проявиться с большей силой.

Психологическая готовность ребенка к школе

Не секрет, что приходя в школу маленькому человечку приходится очень сильно менять свой образ жизни. И не всем это дается легко, независимо от того, умеет уже ребенок читать и считать, или нет. Об этом мы уже не раз говорили…

 Детский психолог Венгер Л.А. в свое время говорил, что «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Итак, как же меняется жизнь малыша? В школе ребенку приходится довольно долго сидеть и удерживать внимание на каком-то объекте, чего ему не приходилось делать ранее. Знайке часто нужно выполнять какие-то действия по инструкции, которые дает учитель – “делай, как я”.  Ребенку в классе нельзя встать и начать  вдруг делать то, что он хочет. Нужно себя контролировать и поддерживать какую-то дисциплину.  В классе Вашему малышу придется взять в руки ручку и начать выводить довольно мелкие линии на листе бумаги. Кроме всего описанного ему нужно будет общаться со сверстниками и учителями.

Все это не так просто. Для всего этого Ваш Знайка должен повзрослеть. То есть, он должен быть готов учиться.

Сегодня мы продолжаем серию статей о психологической готовности ребенка к школе.

О том, что важна правильная мотивация, то есть понимание необходимости обучения и социальной значимости получения новых знаний, мы говорили в предыдущей статье. Что же еще важно при поступлении ребенка в школу?

Психологи еще говорят о так называемой “интеллектуальной готовности”. Что это означает?

Это значит, что малыш к школе должен быть способен к дифференцированному восприятию объектов. То есть, с одной стороны видеть  и воспринимать целый объект, но при этом быть способным выделять  его составляющие, или выделять какие-то фигуры, объекты из общего фона. И, как следствие, ребенок должен быть способен к анализу, то есть устанавливать связи между объектами, видеть сходства и различия, и должен уметь воспроизводить образец. Кроме того, к этому возрасту улучшается наглядно-образное мышление, и Ваш малыш уже способен понять, что такое план комнаты, например.

К этому возрасту у Знайки  начинает формироваться произвольное внимание. Что это такое? Произвольное внимание позволяет человеку удерживать внимание на объекте независимо от того, насколько он показался ему ярким, красочным и интересным на первый взгляд.  Малыш, готовый к школе должен быть способен удерживать внимание на нужном, пусть и не очень интересном объекте или деятельности хотя бы 5-10 минут. И правильно воспринимать словесные указания (инструкции).

Конечно же, для обучения важна память. Для этого возраста нормой считается, если ребенок способен запомнить 10 слов, не связанных по смыслу.  В первый раз он сможет запомнить и повторить от 2 до 5 слов, а после 3-4 повторения ребенок обычно запоминает более половины слов.

Также в этом возрасте продолжает развиваться воображение. Оно становится более произвольным и активным. Кроме того, воображение еще играет и защитную роль и предохраняет ребенка от переживаний и психологических травм.  При всем при этом, у ребенка появляется рациональный подход к действительности, роль фантазии несколько ослабевает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *