Читаем по слогам

Теперь, когда ребенок знает некоторые буквы и, я надеюсь, ему понравилось знакомство с ними, пора переходить к основе чтения. Да, для русского языка именно чтение по слогам является основой. Это связано с особенностями нашего языка. Поэтому не следует увлекаться “модными” течениями, такими как чтение целыми словами, например. Данный метод хорош для английского языка, но не для нашего. Не ведитесь на рекламные уловки “нового метода чтения целыми словами”, данный метод чтения уже был испробован в России в 20-е года прошлого столетия. И результатов данный метод не дал.  Так что чтение по слогам наш единственный путь при обучении чтению…

Читаем по слогам

Итак, в процессе чтения условно можно выделить 2 стороны: техническую (соотнесение букв с соответствующими звуками) и смысловую (соотнесение звуковой формы слова с его значением).  В то время, пока у ребенка не сформирована техническая сторона, его внимание будет акцентироваться на самом процессе чтения слова. Поэтому не ждите от ребенка, что он так сразу поймет значение слова. Он будет читать механически, постоянно возвращаясь к началу. И это нормально.В этот период времени чтение и понимание прочитанного для ребенка – непосильная задача. Ко всему нужно приходить постепенно, по мере того, как будут совершенствоваться навыки в плавном послоговом чтении. Такие навыки лучше всего отрабатываются в слоговых таблицах, которые Вы увидите чуть позже. При работе с ними обучающий показывает ребенку образец правильного чтения. Но! Такой метод неприемлем при чтении слов! Иначе, дошкольник, запомнив слова, будет “читать” их по памяти.

Чтение слогов, прямо скажем, не очень интересное занятие. Но и его можно сделать интересным, если постараться. Позже Вы сможете приступить к возможные игры-упражнения, а пока  еще немного необходимой теории… )))

Итак, прежде чем приступить к чтению слогов, необходимо объяснить ребенку понятие “слог”…

Итак, как же объяснить малышу, что такое слог? И как правильно произвести деление на слоги? На данном этапе для ребенка понятие “слог” абстрактное и непонятное. Поэтому, как всегда, предлагаем ребенку немного поиграть:

“Посмотри, это  МАШИНА. Она может ездить по дороге.”
Для наглядности, на глазах у ребенка напишите слово МАШИНА под картинкой, прочитайте его: “МА-ШИ-НА”.

-А теперь, посмотри, что я сделаю. Я разрежу картинку и слово на 3 части

Получились три разные части от МАШИНЫ – МА, ШИ, НА! Как ты думаешь, сможет ли такая машина поехать? Нет? Правильно, такая машина не поедет… Мы ее, как и слово, разделили на части, каждая такая часть у слова называется “слогом” А как ты думаешь, например, слог “ШИ” что-нибудь означает? Можно ли понять, о чем я говорю, когда произношу “ШИ”? Верно, нельзя.  Так вот, слоги по-отдельности ничего не означают и только тогда, когда они стоят в определенном порядке получаются слова. Так, если мы сейчас  слоги “ШИ”, “МА”, “НА” сложим в правильном порядке, то получится слово, имеющее смысл: МА-ШИ-НА. Сложится картинка, и машина сможет поехать.

Каждое слово, состоит из маленьких частей и если потренироваться и хорошо научиться читать слоги, мы скоро сможем научиться читать большие слова. А еще, чтобы правильно слово разделить на слоги, нужно его “позвать”, как зовут человека, который потерялся или находится далеко. Давай попробуем “позвать”  слово РАКЕТА. На сколько частичек-слогов оно разделилось? Правильно, на три! А теперь попробуем “позвать” слово СОБАКА. На сколько слогов разделилось это слово? Верно, и это на три.

Таким образом можно “звать” любые слова: КОРОВА, ТРАВА, КЛЮКВА, МОРКОВКА, УЛЫБКА, БАЛАЛАЙКА…

Ничего, что Ваш малыш немножко покричит )). Ему понравится это занятие. Зато он поймет смысл понятия “слог”, научится производить деление на слоги и, что не менее важно, у Вашего малыша начнет формироваться “фонематический слух”, который впоследствии будет помогать ребенку учиться писать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *