Рамки-вкладыши для занятий по мелкой моторике

Сегодняшнюю статью мне бы хотелось посвятить возможным вариантам игры с рамками-вкладышами. Для начала немного расскажу, что это такое.
Идея создания таких рамок принадлежит Марии Монтессори. Ей удавалось настолько успешно влиять на развитие умственно отсталых детишек, что к моменту их поступления в школу по своему развитию они могли даже превосходить обычных детишек. Итак, рамки-вкладыши представляют собой некий планшет с вырезанными деталями различной формы – круг, квадрат, треугольник, овал, звезда и т.д.

Рамки-вкладыши для занятий по мелкой моторике

Эти фигуры можно вытаскивать и вкладывать в основу. Таким образом образуютсярамки и вкладыши к ним.
Играть с такими рамками можно начинать с шестимесячного возраста.

Чем полезна данная игра?

Во-первых, она учит распознавать форму различных фигур, знать их правильные геометрические названия, а также узнавать положение этих фигур на плоскости. Кроме того, как Вы уже догадались, данная игра также способствует развитию мелкой моторики.
Такие рамки-вкладыши можно изготовить самостоятельно. А можно купить готовые.

Как же играть с такими рамками? Первое задание – найти вкладыши к рамкам и вставить их. Малышам очень нравится это занятие. Сначала, конечно, следует предлагать небольшое количество рамок, и рамки эти должны быть простыми по форме. Далее – более сложные. Если игра уже знакома и у Вас есть несколько комплектов таких рамок, можете поиграть на скорость. В таком случае еще будет формироваться навык правильной организации выполнения задания. Ведь малыш может подбирать к одной отдельно взятой рамке подходящий вкладыш, а может разложить все рамки на поверхности, а потом подбирать к ним подходящие вкладыши. Второе задание – как раз для развития мелкой моторики. Обвести контур по рамке, а потом – по вкладышу. Не торопитесь помогать Знайке. Возможно, он самостоятельно догадается о том, что для выполнения этого задания рамку, а тем более вкладыш, следует плотно приложить к листу бумаги. Этим же заданием Вы можете формировать первые навыки счета – нарисовать 3 круга (“печем блины”), 4 ромба (делаем клумбы)… Начерти несколько овалов в рядок (огурцы на столе). Начерти треугольники (равнобедренные) в одну колонку – вырастет ёлочка. Нарисуй цепочку (овалы, которые будут “цепляться” друг за друга). Такие задания также формируют навык выполнять инструкции, о котором мы говорили в статьях о готовности к школе. По рамкам, конечно, обводить фигуры проще. И Знайка скоро это поймет. Не надо этому сопротивляться. Но, как вариант, можно предложить такую игру:  

“Дозор из 5 человек идет по крепостной стене, стена узкая, легко упасть. Сорвался карандаш – дозор лишился одного солдата. Сколько солдат доберется до конца?”

Теперь можно предложить раскрасить получившуюся фигуру. Раскрашивать тоже можно по-разному. Кроме сплошной штриховки можно предложить заштриховать фигуру в виде сетки, параллельными линиями – горизонтально, вертикально, наискосок.  Сплошную штриховку тоже сделать не так-то просто, если не знать маленький секрет – сначала сделать мелкую штриховку по краю, а потом штриховать всю остальную поверхность. Но и с этим секретом не торопитесь делиться. Сначала пусть Знайка увидит разницу между двумя получившимися рисунками – того, кто знает маленький секрет  того, кто этого секрета не знает 

Рамки-вкладыши для занятий по мелкой моторике

Еще одно задание “на смекалку”: Сделать двойной контур фигуры. Вариантов выполнения данного задания несколько: вычертить второй контур вручную, обвести сначала рамку, а потом вкладыш, одновременно делать контур двумя плотно сложенными карандашами… Возможно, Вы что-то придумаете еще.. 

Из фигур можно формировать разные орнаменты. Расположение фигур может быть абсолютно различным. Формируя орнамент, Знайка может впервые ознакомиться с понятием “симметрия”.

Кроме того, Знайка может узнавать фигуры на ощупь и также пытаться вставить вкладыши в рамки.

Как я уже говорила,видов рамок-вкладышей очень много. Их можно классифицировать и сортировать по различным признакам: по форме, размеру, по цвету, по количеству углов. Также можно сортировать по видам и темам – овощи, фрукты, ягоды (для рамок с рисунками) и т.д. С помощью таких рамок можно разучивать буквы. Одним словом, вариантов таких игр – множество!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *